Китайская армия, по своему вооружению и тактическому образованию, ни сколько не выше древних полчищ Кира и Дария… Миролюбивые Китайцы, которым однако в былое время приходилось вести ожесточенные войны против врагов внешних и постоянных возмутителей внутреннего спокойствия в государстве, не выработали ничего по части военного искусства (??).Так ли это на самом деле?Быть может, автор «Записок» не знал о существовании знаменитого трактата о военной стратегии «Искусство войны» Сунь-Цзы или, может, был знаком с этим сочинением, но не считал идеи, изложенные в нем, сколько-нибудь применимыми в условиях современной войны? «У Китайцев есть, впрочем, несколько военных сочинений», — милостиво признает автор, однако по его мнению: Все они содержат только стратегические и высшие тактические соображения, и глубокомысленно рассуждая о непогрешимости любимого своего боевого порядка, известного под названием «коровьих рогов» (верх искусства китайской тактики), ограничиваются только самыми общими, поверхностными советами.По существу же: …эти советы сходятся к тому что полководец непременно должен охватить неприятеля с обоих флангов разом; а для вернейшего достижения этого предлагается принимать столько различных ни к чему не ведущих предосторожностей, что разве только ослепленный каким-нибудь чудом неприятель не заметит всех предварительных распоряжений. (Похоже, что он все-таки не читал Сунь-Цзы, творческое наследие которого намного шире.) Геце делает предположение, что: Все эти сочинения написаны мирными гражданскими мыслителями, а не военными опытными людьми, ибо военное сословие весьма малограмотно в Китае.