Джорджоне и особенно «Венера Урбинская» Тициана. Отсылка к этим работам у Мане очевидна и сразу прочитана современниками. О «Венере» Джорджоне, как и о самом авторе, известно не так много.
Зато известны и история, и символика «Венеры Урбинской». Это «свадебная» картина с Венерой, подарок мужа жене. Венера обнажена — следование мифологическому мотиву делает это допустимым, но без малейшего намёка на развратность.
И смотрим на «Олимпию». Вроде и поза почти та же, но есть тот самый нюанс. Как говорится в описаниях (и нынешних, и оставленных современниками Мане) картины: «Ее тело и лицо с бесстрастным выражением развернуты к зрителю». «Героиня полотна с таким вызовом смотрит на зрителя и так держит левую руку, будто в этой руке кошелек, а самой героине глубоко плевать, что о ней думают». «На ее лице отпечаток преждевременной опытности и порока». «Куртизанка с грязными руками и морщинистыми ногами… зеленые глаза, налитые кровью, словно бросают вызов публике».
В отличие от тициановской Венеры, Олимпия не прячет взгляда. Больше того: она прямо смотрит на зрителя. И это даже не вызов, это оценивание: достаточно ли ты хорош для меня?